Организация публичного размещения акций (IPO & PO)

IPO (Initial Public Offering) — первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. То есть компания и ее владельцы привлекают больший капитал от широкого круга инвесторов. В свою очередь покупатели(инвесторы) надеются на более успешные финансовые показатели в будущем.

SPO (secondary public offering) — вторичное размещение акций основного выпуска на бирже, т.е. открытая продажа на фондовом рынке ранее размещенных ценных бумаг, которые принадлежат инвесторам. Держателями, а следственно и продавцами, таких ценных бумаг могут выступать крупные корпорации, финансовые институты либо просто аффилированные лица. Собственно, эта особенность и отличает SPO от первичного размещения акций (IPO) и нового выпуска акций (Follow on), где владельцем продаваемого пакета ценных бумаг выступает компания-эмитент.

Вторичное размещение акций не влечет за собой увеличение уставного капитала компании, в отличие от того же IPO, но делает компанию-эмитента публичной (компанией, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг). Помимо этого, благодаря SPO возрастает количество акционеров компании, что позитивно влияет на ликвидность её акций.

Следует отметить следующий важный момент. Не стоит путать вторичное размещение акций и публичное размещение дополнительной (второй) эмиссии акций (смотрите далее Follow on). В первом случае мы имеем дело с перепродажей (или продажей, если первичный выпуск акций был распределен между учредителями компании) уже имеющихся пакетов акций, во втором случае речь идет о выпуске и продаже дополнительных акций. Такая ошибка зачастую является следствием неправильной трактовки термина secondary.

PPO — первое публичное размещение акций на бирже нового выпуска.

Follow on — размещение дополнительного выпуска акций на бирже.

Зачем это компании?

Размещать свои акции на бирже — нет события больше для любой компании. Прежде всего - это статус.

Компания таким образом привлекает деньги инвесторов и использует их для увеличения своих оборотов (покупка нового оборудования, запуск новых проектов, открытие новых представительств и т.д.).

Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

  1. Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.
  2. Наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и присоединения.
  3. Акционеры компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.

Выход на IPO

IPO должно иметь под собой какую-либо почву – желание руководства привлечь дополнительный капитал в компанию для увеличения финансирования перспективных проектов или увеличение денежного оборота для дальнейшего развития.

Руководство компании не может не учитывать возможное стремление новоявленных акционеров внести какие-то коррективы в налаженную работу компании. В особенности, если один акционер купил достаточно большое количество акций – желание управлять эмитентом у него прямо пропорционально количество приобретенных ценных бумаг. А вот стоимость акций эмитента далеко не всегда зависит сугубо от результатов работы компании на рынке – изменчивый фондовый рынок может оказать подчас негативное влияние на стоимость акций компании.

Что такое проспект эмиссии?

Этап под номером два - руководство компании, желающее привлечь дополнительный капитал путем выпуска акций, публикует решение об эмиссии (о дополнительном выпуске ценных бумаг). Здесь самое сложное и самое главное – подготовить пакет документации. Ключевой документ, необходимый для проведения Initial Public Offering – проспект эмиссии.

В этом документе отражается вся важная информация про эмитента. Утверждает проспект наблюдательный совет компании (если эта компетенция была передана общим собранием акционеров. В проспекте находят свое отражение такие данные:

  • Финансовая устойчивость эмитента
  • Размер задолженности компании
  • Конкурентоспособность компании в отрасли
  • Данные про судебные процессы в отношении компании
  • Зависимость бизнеса от клиентов, сотрудников, поставщиков.

Кульминация IPO

Самым насыщенным является третий этап при подготовке к IPO. Обойтись без сторонних специалистов здесь практически невозможно – потребуется собрать предварительные заявки, предоставить потенциальным инвесторам публикацию проспекта эмиссии. Очень важную роль будут играть андеррайтеры и маркет-мейкеры. Они выкупают эмиссию и размещают ее на площадках.

Важный момент – эмитент должен максимально ответственно подойти к требованиям площадок, на которых он желает разместить собственные акции.

Если для развитых европейских стран и Запада IPO – явление чуть ли не повседневное, то для нашей страны в этом отношении является аутсайдером. Впрочем, как показывает практика, отечественный фондовый рынок развивается очень быстрыми темпами – вполне вероятно, что по проистечении лет IPO станет обыденным явлением для рынка.

Как можно узнать об этом?

Информацию о IPO можно узнать из разных источников: деловое телевидение, специализированные порталы по финансовой тематике, сайты бирж (прим. UZSE, NYSE, Nasdaq, ftbn.com, Единый портал- openinfo.uz) в Узбекистане о первичном размещении инвесторы чаще узнают от своего брокера или на Едином портале корпоративной информации.

Принятие решения о выходе на публичный рынок является достаточно серьезным шагом в жизни компании и предполагает взвешенную оценку плюсов и минусов данного решения.

SWOT-анализ публичной компании:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Привлечение долгосрочного капитала для развития компанииЗначительные временные и денежные затраты на проведение IPO
Получение справедливой оценки стоимости бизнесаБолее жесткие требования к отчетности и раскрытию информации
Появление денежных средств для проведения слияний и поглощений
Возможность «выхода» для ключевых собственников компании
Улучшение имиджа, повышение прозрачности, улучшение корпоративного управления

ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ
Рост капитализации компании и диверсификация инвесторской базыСнижение капитализации при не достижении поставленных целей
Рост эффективности компании за счет лучшего корпоративного управленияВозможность блокирования стратегических решений миноритарными акционерами
Появление системы мотивации топ-менеджмента

Первичное размещение для эмитента носит позитивный характер – компания развивается успешно и может претендовать на дополнительный капитал со стороны. Однако и недостатки здесь присутствуют – повышенное внимание со стороны регулирующих органов обеспечено. Да и под требования площадок подстроиться все-таки придется, как ни крути.

Как показывает практика, далеко не всегда руководство компании после IPO превращаются в миллионеров. Риск снижения капитализации бизнеса еще никто не отменял.

Финансовый рынок – очень тонкая сфера, но те кто смогут ухватится за эту нить, станут успешными, как никогда.

Как итог, плюсы преобладают над минусами.

АО "Koson yog'-ekstraksiya"

Проведение общего собрания акционеров

АО "Kvarts"

Выпуск ценных бумаг - Существенный факт за №25

АО "O'zbekiston pochtasi"

Объявление - Заключение об оценке системы корпоративного управления

СП АО "UZBAT А.О."

Заключение сделки с аффилированным лицом - Существенный факт за №21

Наши клиенты и партнеры